Гнесин, Михаил Фабианович

Михаи́л Фабиа́нович Гне́син (1883—1957) — русский и советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Брат Григория, Евгении, Марии, Елены, Елизаветы и Ольги Гнесиных.

М. Ф. Гнесин родился 21 января (2 февраля) 1883 года в Ростове в семье казённого раввина (в 1863—1888 годах), гласного городской думы Фабиана Осиповича Гнесина и Беллы Исаевны Флетзингер.

Любовь и привязанность к Ростову — городу, в котором я родился, и ко всему донскому краю характеризуют всю мою жизнь, степь с её широкими просторами и ароматами трав, поля пшеницы, золотящейся на солнце, и водная гладь Дона — это первые и прекрасные мои впечатления и воспоминания. Михаил Фабианович Гнесин[1]
В раннем детстве научился играть на скрипке, неплохо пел, стал пробовать силы в компози­ции. Ему не было ещё и восьми лет, когда он на­писал первое своё произведение.[1] После окончания в 1899 году реального училища 16-летний юноша поступил в Петербургс­кую консерваторию.

В 1901—1909 годах учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции, сперва в классе Н. А. Римского-Корсакова, затем у А. К. Лядова.

Принял в 1905 году ак­тивное участие в забастовке сту­дентов в ответ на расстрел рабочей демонстрации 9 января, за что был исключён из консерватории. Восстановили его в числе студентов год спустя. (Тогда же студентов активно поддержал Николай Андреевич Римский-Корсаков, он вместе с А. К. Глазуновым и А. К. Лядовым покинули консерваторию в знак протеста[2])

Вернувшись на Дон после окончания консерватории, Миха­ил Фабианович продолжил как творческую, так и просветитель­скую работу.

«Значительная часть моих про­изведений, — вспоминал Гнесин, — была написана в Ростове. Это были фортепьянные пьесы, ро­мансы на стихи русских поэтов, хоровые и другие сочинения. Многие из них впервые прозву­чали в Ростове в исполнении ме­стных музыкантов».[1]

С 1911 по 1913 год преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре. В 1914 преподавал в студии В. Э. Мейерхольда.

В связи с интересом к фольклору Востока посетил Палестину и другие страны.

1920—1921 — заведующий музыкальной секцией Донского отдела народного образования, один из создателей и директор народной консерватории в Ростове-на-Дону, профессор Донского археологического университета.

С 1923 году в Москве: был инициатором создания кафедры композиции в Музыкальном техникуме, руководимом его сёстрами.[3]

Творческий дар, отсутствие боязни экспериментировать позволили Михаилу Фабиановичу не только возглавить композиторский отдел, но и ввести в учебный план свободное сочинение с 1-го курса. Это давало, в отличие от старой привычной системы, когда только после изучения гармонии, контрапункта и фуги студенты могли заниматься в классе свободного сочинения, с первых месяцев обучения выявить и развить творческие способности учеников, их склонность к сочинению. Свою методику в занятиях композицией с начинающими музыкантами М. Ф. Гнесин обобщил в своем учебнике «Начальный курс практической композиции» (М.-Л.,1941). Эта система была введена в 1927 году в Московской консерватории и действует по сегодняшний день в Гнесинском училище в курсе специальности «Теория музыки».[3]
В 1925—1935 годах профессор МГК имени П. И. Чайковского; в 1935—1944 годах — ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова; в 1941—1942 годах в эвакуации заведовал музыкальной частью Марийского музыкального театра в Йошкар-Оле.[3];в 1944—1951 годах заведовал кафедрой композиции ГМПИ имени Гнесиных. Доктор искусствоведения (1943).

М. Ф. Гнесин умер 5 мая 1957 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

В дореволюционный период творчества Михаил Гнесин был близок к деятелям культуры символистского направления. Им были созданы вокальные циклы на стихи К. Д. Бальмонта и Ф. К. Сологуба, симфонический дифирамб «Врубель» на стихи В. Я. Брюсова, музыка к трагедиям Софокла и Еврипида в постановке В. Э. Мейерхольда. Первые циклы романсов и симфонический фрагмент «Из Шелли» (1906—1908) были исполнены на «Вечерах современной музыки» и симфонических концертах А. И. Зилоти.

В 1910—1920-е годы в творчестве Гнесина сильны еврейские мотивы: среди его произведений этого периода — опера «Юность Авраама» (1923), «Страницы из Песни Песней» (1919), «Пляски галилейских рабочих для оркестра» (1923), вокальный цикл «Повесть о рыжем Мотэле» на стихи И. П. Уткина (1929), опера Гнесина «Бар-Кохба» (о восстании евреев против римлян во II веке и его руководителе Бар-Кохбе) осталась незаконченной.

С середины 1920-х годов Гнесин сочиняет симфонию-монумент «1905-1917» (1925), увлечён обработкой музыкального фольклора народов СССР (например, в секстете «Адыгея», 1933 и др.).

Среди поздних произведений композитора — кантата «Красной Армии», трио «Памяти наших погибших детей» (оба — 1943).

В 1939 году на экраны вышел фильм «Амангельды», музыка к которому была создана М. Ф. Гнесиным в содружестве с А. К. Жубановым.

Гнесиным также написаны:

учебник «Начальный курс практической композиции» (1941)
книга «Мысли и воспоминания о Римском-Корсакове» (1956).
М. Ф. Гнесин. Статьи, воспоминания, материалы, сост. и общая ред. Р. В. Глезер. — М., 1961