Предисловие

Истоки акварели восходят к китайской водяной живописи. Считается, что акварель как самостоятельное станковое искусство сложилась в Европе в середине XIX века. Отчасти это утверждение несёт несколько авансированный характер из-за прямого экспорта приёмов письма и художественного мышления из других, ранее сформировавшихся графических и живописных техник. Следовательно, акварель тогда являлась не столько самостоятельной техникой, сколько специфическим красочным

материалом. Тем не менее живая, текучая акварель увлекала всё дальше своих сторонников. Изначально технологичные «китайские» гены акварели и усилия подвижников в борьбе за чистоту жанра дали о себе знать. Акварель начала приобретать свои индивидуальные технологии. К примеру, значительным шагом на этом пути был отказ от белил и, соответственно, осознание роли бумаги не просто как носителя, а как активного участника акварельного процесса. В результате, не отрицая своего иллюстративного, архитектурного, камерного и классического прошлого, акварель получила значительные расширения, заметные уже в середине ХХ века, и приобрела

действительно самостоятельное значение. Этому способствовало также основательное совершенствование специализированных акварельных материалов.

Таким образом, к началу нового столетия тезис «вторичности» акварели ожидаемо потерял свою актуальность. Представлявшиеся ограниченными, её возможности оказались всего лишь дверью, за которой открылись новые горизонты. Высокотехнологичная, дающая заведомо уникальный продукт, акварель оказалась в полном соответствии духу времени. Стало интересно не только, что сделано, но и как сделано, быть может, и в большей мере. Акварельные технологии стали не просто средством, а неотъемлемой частью самого художественного произведения. Поэтому стало возможным говорить не об очередном «Акварельном ренессансе», а о действительном становлении Акварели, её выходе из длительного состояния неопределённости: «полуграфики – полуживописи».

Работа акварелью в технике Акварели экстремальна. Выделим три основных условия, которые определяют Акварель как самую сложную изобразительную технику:

1. Работа в подвижной водной среде, быстро меняющейся во времени и пространстве, что требует максимальной концентрации. Немаловажным является и способность превентивного моделирования результатов движения красочных слоёв под воздействием воды.

2. Отсутствие белой краски и, как следствие, необходимость в органичных, а потому часто сложных по исполнительскому содержанию приёмах, позволяющих оставлять «белое».

3. Практическое отсутствие возможности полноценной корректуры ошибок исполнения после завершения сеанса.

Из этой непреложной данности вытекают требования столь высокие, что владение чистой техникой приобретает совершенно мистический оттенок. А сами акварели начинают казаться артефактами. Так или иначе, Акварелист – это звучит гордо.

Книга, которую вы сейчас держите в руках, посвящена современным акварелистам. Обычно современники бывают обделены должной известностью, находясь в тени своих славных предшественников, творчество которых безбоязненно пропагандируется в силу их канонизированного статуса. Убеждённость в том, что именно современники составляют будущее, побудила меня приветствовать идею Константина Стерхова об издании книги, предлагающей широкому читателю столь объёмный обзор современной акварели. Особенность работы состоит в том, что слово предоставляется не искусствоведам, а самим художникам. На страницах трехтомника собраны интервью Константина с современными мастерами акварели всего мира. Богатый иллюстративный материал, сопровождающий каждое интервью, превращает издание в эстетический альбом.

Полагаю, читатели оценят сложность и объём работы, проделанный Константином Стерховым.

С уважением,

Константин Кузема,

вице-председатель Санкт-Петербургского общества Акварелистов


Интернет магазин