Предисловие

Дисциплина «Инструментоведение» — одна из базовых в системе подготовки профессиональных музыкантов по целому ряду направлений (специальностей): «Композиция», «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром», «Музыковедение», «Музыкальная звукорежиссура». Она формирует основу для изучения таких предметов, как «Сочинение», «Инструментовка», «Аранжировка», «Дирижирование», «Акустика», «Чтение партитур» и др.

Отсутствие фундаментального труда по инструментоведению обусловливает актуальность настоящего учебника. Он обобщает и значительно дополняет материал, представленный в существующих пособиях по инструментоведению и, что особенно важно, ориентирован именно на современного музыканта.

Отличительная особенность настоящего учебника — многообразие отражённого в нём музыкального инструментария. Рассмотрены акустические музыкальные инструменты, занимающие важное место в культуре Европы и США. Наряду с «классическими» инструментами описаны блокфлейта, домра, балалайка, виола да гамба, губная гармоника, баян, гитара, орган, лютня, волынка, сузафон и многие другие. Характеризуются все основные виды оркестров: симфонический, духовой, народный (русский) и эстрадно-джазовый. Уделено внимание происхождению и развитию инструментов, их конструкции, классификации, акустическим свойствам, а также оркестровым, ансамблевым и сольным возможностям.

Учебник содержит много иллюстраций, нотных примеров, схем. Наряду с примерами из музыки XVIII–XX веков в него включены заслуживающие, по мнению автора, внимания фрагменты новейших сочинений, написанных крупными композиторами современности.

Важное место в учебнике отведено проблемам нотации, которым в учебных изданиях по инструментоведению, как правило, уделяется недостаточно внимания. Даны рекомендации по обозначению различных технических действий, приёмов игры, в том числе новых, вошедших в музыкальную практику во второй половине XX и XXI веках.

В большинстве учебных изданий, как правило, рассматриваются только оркестровые возможности инструментов, входящих в симфонический или духовой оркестр, однако в настоящее время этого явно недостаточно. Современные композиторы проявляют большой интерес к звуку как таковому, экспериментируют с акустическим пространством, с аудио-визуальной аппаратурой, активно используют необычные приёмы игры, подчас создают собственный звуковой мир в каждом сочинении. Основой современного «ультрасонорного направления» во многом является «расширенное инструментоведение» (С. Слонимский). Вместе с тем по-прежнему силён интерес к старинной музыке и её инструментарию, продолжается активное взаимодействие академической и неакадемической традиции в музыкальной культуре. Всё это нашло отражение в настоящем издании.

В учебнике используются следующие буквенные обозначения тонов:

А2— ля субконтроктавы;

А1— ля контроктавы;

А — ля большой октавы;

а — ля малой октавы;

а1— ля первой октавы;

а2— ля второй октавы;

а3— ля третьей октавы;

а4— ля четвёртой октавы;

а5— ля пятой октавы.

Вопросы, напрямую относящиеся к области оркестровки, аранжировки, истории оркестровых стилей, акустики, истории исполнительства, требуют специального рассмотрения и в этой книге затрагиваются лишь по мере необходимости.