Предисловие

Жизнь наша была бы пасмурна и скучна, как серый дождливый день, если бы не было музыки... Пение приносит мне большую радость. Музыка с детства была моей родной стихией. Я пою потому, что хочу помочь кому-то почувствовать, что жизнь прекраснее и восхитительнее, чем мы можем себе представить. Петь я начала с юных лет, истоки пошли от любви к русской народной песне с ее простором чувствований и мыслей. Увлечение пением стремительно перешло в серьезные занятия и постижения секретов вокальной техники...

Моими Учителями, которые дали мне профессиональные навыки и открыли дорогу в искусство, являются выдающиеся Мастера: профессора, заслуженные деятели искусств России Е. К. Иофель и Е. Г. Крестинский (сольное пение), народный артист России, доктор искусствоведения, профессор С. Б. Яковенко (камерное пение). В дальнейшем С. Б. Яковенко стал для меня партнером по сцене, пригласившим в созданный им Театр оперы и русского романса. А сейчас счастливая судьба дала мне возможность творить вместе с С. Б. Яковенко в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, обучать молодежь искусству пения. Встречу, дружбу и занятия с удивительными музыкантами считаю самым большим счастьем своей человеческой и артистической жизни! Известные музыканты и прекрасные педагоги помогли сформировать мое мировоззрение, художественную эстетику, обогатили и наполнили смыслом мою жизнь. Желание учиться и продолжать осваивать новые грани профессии дало мне встречу с выдающейся певицей и педагогом Н. А. Серваль, в классе которой я прошла курсы повышения мастерства. Первым дирижером, с которым увидела свет рампы моя Татьяна в опере П. Чайковского «Евгений Онегин», стал главный дирижер Пермского театра оперы и балета В. Рылов! Это были первые шаги на большой сцене, когда я была студенткой 4 курса Горьковской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Мне доставляло удовольствие преодолевать преграды. Я начала с самых трудных оперных партий. Тоску и Аиду поют через 5–10 лет артистической деятельности. У меня получилось раньше. Я дебютировала в партии Флории Тоски в опере Дж. Пуччини «Тоска» в Театре оперы и балета Республики Коми (г. Сыктывкар), имея за плечами опыт в один сезон на сцене театра оперы и балета им. А. С. Пушкина (г. Горький). Поиск и осмысление того, что лежит внутри образов, постижение нюансов пришло со временем. Сложный и прекрасный мир оперы раскрывал много тайн и давал лучшую школу актерского мастерства. А преодолеть вокальные сложности в лирико-драматических партиях мне помогла школа моих великих мастеров. Замечательные мои партнеры по сцене: пианисты и дирижеры, певцы и режиссеры, без которых была бы немыслима артистическая деятельность. Школой оперного мастерства, школой настоящей музыки в моей творческой судьбе стали дирижеры: И. Зак, В. Рылов, В. Бойко, В. Небольсин, А. Скульский, П. Сальников, Е. Ставинский, М. Кажлаев, И. Гусман, Э. Гульбис. Партии Маргариты, Марии, Ярославны, Наташи, Недды, Чио-Чио-сан, Аиды, Елизаветы, Лизы, Саффи, Ганны Главари, Розалинды, Марицы и др. были поставлены в содружестве с режиссерами О. Дадишкилиани, М. Гусевым, И. Барабашовым, С. Сушенцевым, В. Пасынковым, А. Каратыгиным, Р. Валиуллиным. Любимые мои партнеры по оперной сцене: В. Бусыгин, М. Саноцкий, А. Фоканов, Н. Путилин, В. Галузин, А. Ломоносов, А. Мищевский, Э. Шмеркович, Н. Шульгин, Ю. Шкляр, Ю. Антонов, Ю. Главацкий, Д. Ремаревский, Г. Халдеева, С. Яковенко. Не один десяток сольных программ поставлен с чуткими пианистами-концертмейстерами: А. Николаевой, Н. Ермаковым, П. Небольсиным, И. Соловьевой, М. Кравец, И. Болотиной, А. Широковой. Вместе с народным художником России В. Балабановым, при благословении Патриарха Алексия II, был создан «артистический салон» «Содружество муз», объединяющий многих деятелей культуры с целью пропаганды классической музыки и выявления новых молодых дарований.
Жизнь певца-исполнителя многогранна. Роли, сольные программы, исполнение современной музыки, гастроли, мастер-классы... Она была бы неполной и не столь интересной, если бы не педагогика, которая дает мне колоссальный творческий импульс. Радостно и ответственно участвовать в формировании профессиональных навыков молодых артистов — будущих певцов-исполнителей! Каждый успех моих учеников или неудача, каждый шаг вперед — все это результат совместных поисков. Среди моих учеников много лауреатов международных конкурсов и фестивалей.

Хочется пожелать молодым исполнителям настойчиво и терпеливо следовать к своей цели, трудиться каждодневно, раскрывая свою природу, изучать литературу и живопись, пополнять свои знания, быть одержимыми своей профессией! Без огромной любви к процессу своего труда невозможно достичь высот в искусстве!

Заслуженная артистка России,
заслуженная артистка Республики Коми,
член-корреспондент РАЕН,
доцент кафедры «Академическое пение» Государственного музыкально-педагогического института