Присяжнюк, Денис Олегович

Денис Олегович Присяжнюк родился 2 апреля 1973 года в поселке Смолино Нижегородской (Горьковской) области. Закончив в 1997 году Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки (специальности «Композиция» – класс профессора Б.С. Гецелева, «Музыковедение» – класс профессора Б.Ф. Егоровой, аспирантура – 1999, класс профессора Б.С. Гецелева), в этом же году он начинает преподавательскую деятельность в ННГК (кафедра композиции и инструментовки). С 2005 года – доцент ННГК. Параллельно с 1994 по 2000 годы работает в Дзержинском (с 1997 по 2000 – зав. теоретическим отделением), а с 2004 года – в Нижегородском музыкальном училище (колледже) им. М.А. Балакирева.

В каждом из названных учебных заведений Присяжнюк ведет класс композиции, студенты которого не раз заявляли о себе на фестивалях и композиторских конкурсах Всероссийского и Международного уровней. Класс композиции Присяжнюка постоянно выступает с концертами на различных площадках Нижнего Новгорода и области.

Список сочинений Присяжнюка весом и охватывает практически все жанры, кроме, пожалуй, кантат и ораторий. Прежде всего, здесь можно упомянуть три оперы композитора: «Тень» (по пьесе Е. Шварца, в 3-х актах,1996), монооперу для мужского голоса и сопрано за сценой «Отчет о происходящем, или Цветы для Элджернона» по рассказу Д. Киза, 2006, а также созданную для трех голосов и инструментального ансамбля оперу «Затерянные» (2016). Либретто опер композитор выполнил сам.

Среди оркестровых жанров представлены Симфония, концерты - Альтовый, Кларнетовый, Фортепианный; «Файоли и Дос Муэртос» для большого духового оркестра, посвященный памяти Р. Желязны; «Опыт жизнеописания» для гобоя и ОРНИ (в трех частях), и др. Заслуживают внимания несколько концертино для различных, порой парадоксальных, составов (например, 8 виолончелей в «Cellento-Celrandino», или солист- ударник, противостоящий струнному оркестру – «Оксимороны-III»). При этом автор регулярно заявляет о себе в «ортодоксальных» тембровых сочетаниях. Пример тому - опусы для струнного оркестра, 6 Струнных квартетов.

Разнообразно вокальное творчество Присяжнюка – как в плане отбора поэтических текстов, так и в смысле версий их художественного прочтения. Монологическая лирика ранних циклов на стихи В. Ходасевича сменяется характерными «гумилевскими» зарисовками; «отражающие отраженья» романсы «Городского ангела» (стихи А. Головиной) соседствуют с интерпретацией хлесткой и пронзительной поэзии В. Гафта («Человечьи мысли»)…

В своем творчестве композитор часто обращается к одному и тому же программному подзаголовку, что ведет к созданию «многосерийных» композиций на «заданную тему». Вполне способные исполняться по отдельности, эти произведения образуют программные циклы, свободные от догматической фиксации как вектора прочтения, так и инструментальных комбинаций. В итоге такого рода программность может воплотиться и в сочинении для оркестра («Вероятная музыка-II»), и в скромной по масштабам камерной композиции (Первая «Вероятная музыка» написана для виолончели соло).

Еще одной стороной деятельности Д.О. Присяжнюка является научная работа. Начав изыскания в области проявлений комического в инструментальной музыке, в дальнейшем он все более интересовался вопросами музыкальной семантики, знаково-языковой функции музыки, проблемой адекватного авторской идее прочтения произведения. В конечном итоге исследователь сконцентрировал свои усилия на музыкальном риторизме, в частности, в искусстве звуков XX–XXI веков. Данной проблематике посвящена и защищенная в 2004 году кандидатская диссертация «Музыкальный риторизм и композиторская практика ХХ века» (научный руководитель – доктор искусствоведения профессор Т.Н. Левая).

В настоящий момент Д. Присяжнюк реализует себя как композитор, ученый и педагог. Возникают новые сочинения, пишутся статьи и отзывы на диссертации коллег, продуктивно функционирует класс композиции. Д. О. Присяжнюк – лауреат композиторских форумов различных уровней, постоянный участник представительных музыкальных фестивалей, председатель, либо член жюри ряда конкурсов молодых композиторов.

Автор трех опер, Симфонии, инструментальных концертов, сочинений для симфонического, струнного и духового оркестров, ряда концертино для различных составов, 6 Струнных квартетов, камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки.

Источник: http://unioncomposers.ru/composer/view/?id=67